ЗАО Сибирский центр ценообразования в строительстве,
промышленности и энергетике
НП «Сибирский центр повышения квалификации строителей»
Представительство Международной Ассоциации инженеров-ценовиков «AcostE»
Формирование территориальной сметно-нормативной базы ценообразования в строительстве (ТСНБ)

В соответствии с приказом Минстроя России от 30 января 2014 года №31/пр «О введении в действие новых государственных сметных нормативов» (в редакции приказа Минстроя России от 07 февраля 2014 года №39/пр) субъекты Российской Федерации должны свои территориальные сметные нормативы (ТЕР) привести в соответствие с государственными сметными нормативами (ГЭСН и ФЕР).

Территориальные сметные нормативы должны учитывать специфические климатические и региональные условия, а также индивидуальную транспортную схему поставки строительных материальных ресурсов и оборудования в регион.

Транспорт строительных материалов и оборудования на территории любого региона представляет собой сложную адаптивную экономическую систему, состоящую из взаимосвязанных в единый процесс транспортного и логистического движения и обслуживания региональных материальных потоков.

Поэтому, прежде чем выполнять расчеты территориальных единичных расценок (ТЕР), необходимо провести логистические исследования для выбора оптимальной транспортно-технологической схемы доставки строительных грузов в зоны строительства региона, учитывающей возможно-минимальные затраты, возникающие в отдельных звеньях логистической цепи при доставке грузов различными (смешанными) видами транспорта.

Сотрудники Центра обладают многолетним опытом по формированию территориальных сметно-нормативных баз (ТСНБ) для регионов, расположенных в любых климатических зонах Российской Федерации, в том числе: Омской области, Ямало-Ненецкого АО, Чукотского АО, Ханты-Мансийского АО, Таймырского АО, Красноярского края.

Все территориальные сметно-нормативные базы, разработанные нашим Центром, прошли согласование в ФАУ «ФЦЦС» и внесены в Федеральный реестр сметных нормативов, подлежащих применению при определении сметной стоимости объектов капитального строительства, строительство которых финансируется с привлечением средств федерального бюджета и других источников финансирования.

Мы будем рады сотрудничеству в области формирования территориальных сметно-нормативных баз (ТСНБ).



Региональная, Фирменная сметно-нормативная база

Методика сметно-инвестиционного планирования учитывает влияние региональных условий и особенностей в системе ценообразования.

Определение сметных цен на материалы напрямую зависит от транспортной составляющей при перевозке строительных грузов. Величина затрат на перевозку грузов для различных строек, находящихся в одной области, Крае, округе, существенно колеблется, отсюда возникает необходимость деления территории на зоны и установления зональных сметных цен, например, Ханты-Мансийский АО разделен на 5 зон, Чукотский АО – на 7 зон.

Исследования ценовых зон и анализ применения различных транспортных средств позволили обосновать методику учета реальных затрат на транспортировку строительных грузов до приобъектного склада с учетом транспортной схемы до каждого поселка любого региона (внедрены в Омской области и Чукотском АО).


«Чукотка, аэропорт, минус 48 градусов»

Определение величины оплаты труда является основой в определении сметной стоимости строительно-монтажных работ. Проведены аналитические исследования и определены надбавки к оплате труда, связанного с тяжелыми и вредными условиями работы, надбавки за профессиональное мастерство.

Размер оплаты труда в базовых ценах по различным регионам в соответствии с территориальными требованиями отличается по показателям, в одних регионах размер оплаты труда включает поясной коэффициент, северные надбавки, а в других нет.

Сметные нормы и расценки на эксплуатацию машин разрабатываются с учетом их дифференциации по типоразмерным группам, устанавливаемым по основному техническому параметру для данного вида машин (для экскаваторов – вместимость ковша, для бульдозеров – мощность, для кранов – грузоподъемность и т.д.). Расчёты по структуре статей затрат для строительных машин определяются, исходя из действующих цен на горюче-смазочные материалы, уровня оплаты труда, затрат по техническому обслуживанию, индексируемых ежеквартально в течение года. Центром ценообразования выполняется метод калькулирования стоимости 1 маш/часа эксплуатации строительных машин по типам и моделям сметных затрат, перебазировки машин.

Указанное информационное обеспечение ценообразования позволяет значительно снизить себестоимость строительства и повысить надежность выполнения обязательств за счет более широкой диверсификации поставщиков, повышения степени конкуренции между ними, выбора наиболее привлекательных предложений по поставкам конкретных материалов на объекты с учетом всех вариантов транспортно-логистического обеспечения на региональном уровне.

На основе разработанных моделей формируется региональная сметно-нормативная база.

В целях своевременного обеспечения крупных строек строительными материалами, особенно в отдаленных регионах, целесообразно осуществлять доставку материалов через централизованные склады, при этом важно определить затраты, размер снабженческо-сбытовой наценки. Разработана фирменная методика определения указанных наценок, целесообразность которых заключается в определении норматива снабженческо-сбытовых расходов.

Для более точного определения снабженческо-сбытовых и заготовительно-складских расходов норматив необходимо рассчитывать дифференцированно по группам материалов

    Материальные ресурсы, для которых разрабатывались нормативы, разделены на четыре группы, исходя из вида и способа хранения материалов:
  • Группа 1. Трубы, металлопрокат, кабели, канаты, огнеупоры, трубопроводная арматура;
  • Группа 2. Строительные материалы, метизы, деревянные изделия, лакокрасочные материалы, сварочные материалы, рулонные материалы, отделочные материалы;
  • Группа 3. Оборудование, санитарно-технические изделия, электротехнические материалы;
  • Группа 4. Прочие (химия, РТИ, сыпучие материалы в таре).

Подобная методика позволяет подрядной организации любой формы собственности рассчитать нормативы по имеющемуся грузообороту, площади складов и затратам на любой период времени.


Салехард – у монумента «Полярный круг», минус 42 градуса

Модели определения сметной стоимости материалов (франко-приобъектный склад), разработанные на основе практических исследований транспортных схем в Омской, Магаданской области, Красноярском крае, Эвенкийском, Таймырском, Чукотском автономных округах и городе Норильске имеют стратегическое значение при планировании затрат; практика их анализа заставляет категорически отвергнуть применение единого индекса удорожания по регионам.



Памятник жертвам репрессий
Город Магадан